Заголовок


ЦЕНТР "РАДУГА"
НА ФЕЙСБУК:


Сегодня








Евангельские чтения


ИСТОРИЯ ХРАМА ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ


П
ервое упоминание о храме мы находим в описании Кимрской дворцовой волости. В 1635 году царь Михаил Федорович пожаловал село Кимры боярину Алексею Михайловичу Львову за заслуги перед Отечеством (за посольскую службу). В описании читаем, что боярину Львову дано: “…село Кимра на реке на Волге да на речке на Кимерке, а в селе церковь Вознесение Господа нашего Иисуса Христа древяна клетцки с папертми, а в церкви деисус и двери царские и образы месные и ризы и книги и колокола…”. По названию церкви и все Заречье стало называться Вознесенской стороной.

    В 1677 году в селе Кимра на месте прежней обветшавшей или сгоревшей от пожара была построена новая деревянная Вознесенская церковь с двумя приделами во имя Петра и Павла и во имя Димитрия Солунского. Последнее объяснить можно тем, что в селе Богунино еще в начале ХVII века стояла церковь во имя Святого великомученика Димитрия Солунского, на что указывает Кашинская писцовая книга 1628-1629 годов: “… село Богунино на реке на Волге, а в нем церковь во имя великомученика Дмитрия Селунского древяна клецки стоит без пенья…”. Когда церковь обветшала, и в ней прекратились богослужения, крестьяне села стали прихожанами церкви Вознесения Господня. Возможно, учитывая их пожелания, при постройке церкви левый предел освятили в честь великомученика Димитрия Солунского

Димитрий Солунский

       В 1770 году рядом с действующим храмом была возведена деревянная церковь Успения Божией Матери.

Фото начала XIX в.
    В 1808 году в связи с обветшанием Вознесенского храма его прихожане совместно с причтом обратились к Тверскому Владыке с просьбой разрешить им построить новый каменный храм. 14 декабря 1808 года было получено разрешение на строительство каменной церкви с приделами во имя Петра и Павла и во имя Димитрия Солунского.
       В начале 1810 года деревянную церковь Вознесения Господня разобрали и на ее месте начали возводить каменный храм. 2 мая 1813 года благочинный округа священник Василий Иванов послал в Тверскую духовную консисторию рапорт о завершении строительства храма и готовности его к освящению. Чин освящения храма 22 мая того же года совершил протоиерей тверского Спасо-Преображенского собора Иоанн Синицын. Главный престол был освящен во имя Вознесения Господня. Правый – во имя Успения Божьей Матери по имени деревянной церкви во имя Успения Божьей Матери, которая была разобрана. Левый придел был освящен во имя Святого великомученика Димитрия Солунского. Причт новопостроенной церкви состоял из священника Стефана Иванова, диакона Тимофея Автономова, дьячка Ивана Михайлова и пономаря Петра Петрова.
      Строительство осуществлялось на средства прихожан и усердия братьев Николая и Якова Башиловых, бывших в те времена, как замечает купец Малюгин в своей рукописи об истории Кимр “в зените славы и денежного могущества”. Новая каменная церковь оказалась недостаточно просторной.

В праздничные дни церковь не могла вместить всех прихожан. Для разрешения этой проблемы в 1820-х годах трапезная была разобрана и выстроена новая просторная. Работы велись на средства купца Александра Степановича Мошкина. Трапезная с приделами отапливалась четырьмя изразцовыми печами. В зимнее время там совершались богослужения. В 1836 году Мошкин на свои средства перестроил колокольню, которая стала выше на целый ярус. В течение многих лет он оказывал храму и его причту щедрую финансовую помощь. Кстати, Александр Степанович Мошкин завещал значительную часть своих сбережений после своей смерти храму и его причту. Заботиться о храме он завещал и своим детям.

А. С. Мошкин

Речь на погребении тела города Корчевы второй гильдии купца, имевшего жительство в селе Кимре, Александра Степановича Мошкина, говоренная села Кимры Вознесенской церкви священником Алексеем Ивановичем Никольским 15 апреля 1841 года.

      Внешний вид храма был традиционен для своего времени: трехсветный четверик, увенчанный декоративным пятиглавием с полуциркулярной апсидой. Трапезная – двусветная, прямоугольная, с округленными углами. Северный и южный фасады трапезной украшены портиками из четырех полуколонн. Фронтоны - с полуциркулярными окнами. Западный фасад украшен шестиколонным портиком.
       Иконостас главного придела имел четыре яруса, а придельные иконостасы - одноярусные. Из икон наибольшим почитанием пользовались образы великомученика Димитрия с житием и страданиями редкого изображения, Знамения Божией Матери, образ Спасителя, Успения Пресвятой Богородицы, апостолов Петра и Павла (вокруг изображений этих святых в особых клеймах представлены и апостольские труды), сошествие Иисуса Христа во ад, Вознесения Господня.
       Колокольня стройная, четырехъярусная, увенчанная барабанчиком с главкой. Нижний ярус ее включен в объем трапезной и используется в качестве притвора. Звон 10 колоколов рассыпался над округой, созывая прихожан на богослужения, благовестя о великих церковных событиях и праздниках. Главный из них, отлитый в Москве на заводе М. Г. Богданова, весил 252 пуда 25 фунтов. Самый старый из колоколов был отлит в ХVII веке в западной Европе.

       Храм был обнесен каменной оградой, внутри которой находились приходское кладбище и церковная сторожка. В непосредственной близости от храма, на пересечении Большой и Вознесенской улиц (ныне Орджоникидзе и Салтыкова-Щедрина), стояла небольшая каменная часовня.
       Большую ценность для кимряков представлял серебряный крест весом более 2-х фунтов со святыми образами из финифти. На оборотной стороне креста была надпись: “Сей животворящий крест устроен в селе Кимры во храме Вознесения Господня в память посещения оного 12 июня 1842 года графиней Юлией Павловной Самойловой на пожалованную ею сумму при священнике Алексее Иоанновиче Никольском и старосте Кирилле Ивановиче Сивогине”.
      Среди служителей храма были незаурядные личности. Например, священник Алексей Никольский. С 1823 года он около 40 лет был пастырем прихода и сотрудничал с Императорским географическим обществом. В 1848 году по заданию общества написал исследование о быте и культурных особенностях Кимр. За доставление сведений, «служивших к определению климата и этнографических» священник дважды получал от географического общества изъявления искренней благодарности.
       В ризнице храма долгое время хранилась жалованная 1688 года грамота царей Иоанна V и Петра I Алексеевичей, сестры их Софьи Алексеевны, данная боярину Федору Петровичу Салтыкову на вотчинное владение торговым селом Кимры. Кстати, в ней особо было отмечено, что переходила Салтыкову и «таможня со всяким строением и с таможенным сбором». Копия грамоты хранится в Кимрском краеведческом музее.
       Среди реликвий храма – датированные 1640 и 1677 годами Евангелия.
       В храме хранится реликвия: в алтаре придела Успенья Божьей Матери - запрестольный образ Смоленской Божьей Матери. Помещен в серебряную вызолоченную ризу, украшенную жемчугами. Риза сея была выполнена на сбережения церковного старосты, крестьянина села Димитрия Башилова.
       Более ста лет служили в храме три поколения крестьян Носовых. Первый, Николай Иванович, был псаломщиком уже в 1823 году. Он то и рассказал подробно Александру Николаевичу Островскому в 1856 году о рыбной ловле на Волге, за что писатель удостоил его звания «единственного рыболова в Кимре».
      После смерти Николая Ивановича псаломщиком служил в храме его сын Константин, а затем должность унаследовал внук Иван.

      Еще в предвоенные годы в придельных храмах (трапезной) были проведены работы по перестройке свода и расширению проема арки, соединяющей трапезную и храм; позолочены пять глав.
      В 1910-1911 годах со стороны прихожан и причта предпринимается попытка организовать при храме общество хоругвеносцев. Но этому благому начинанию воспротивился благочинный округа, настоятель кимрского Покровского собора Макарий Комаров, в подчинение которого находился храм Вознесения Господня. Он считал, что в Кимрах достаточного одного общества хоругвеносцев – при Покровском соборе.

       Прихожанами храма в 1900 году являлись жители села Кимры (преимущественно Вознесенской стороны села) и деревень: Богунино, Конюхино, Слободищи, Емельяновка, Мыльцевка, Ушаковка, Галанино, Савелово, Титово. Всего насчитывалось 1913 прихожан (888 мужчин и 1025 женщин).

      После октября 1917 года начались гонения на Православную Церковь. 5 апреля 1919 года был заключен договор, согласно которому Кимрский уисполком в лице своего представителя, И. Комлева, передал Вознесенскую церковь в безвозмездное пользование религиозной общине. Договор включал в себя ряд обязательств по ограничению деятельности общины и прихожан, которые в результате подпадали под полный контроль властей. Подписали договор представители прихожан, в числе которых значились: Н. П. Леонов (церковный староста), В. И. Рогунов, И. А. Ганюшин, И. В. Суминов, П. М. Биберин, И. Базлов, И. Н. Чихалов, М. И. Майоров, а также настоятель храма священник Леонид Ершов, диакон Иоанн Никольский, псаломщик Иван Носов.
      В 1919 году по просьбе губернских властей хранящаяся в храме реликвия – жалованная боярину Федору Петровичу Салтыкову царская грамота 1688 года на владение Кимрской вотчиной – была передана в Тверской музей.

       В последующие годы храм неоднократно подвергался многочисленным проверкам. Потеря любой вещи грозила служителям церкви неприятностями. Перед проведением крестного хода или собрания церковной общины необходимо было заблаговременно подать письменную просьбу на их разрешение в адмотдел (милицию). Неисполнение договорных условий, неуплата в срок высоких налогов и страховок могли повлечь за собой закрытие церкви.
      3 октября 1927 года храм подвергся ограблению. Воры перепилили металлическую оконную решетку и похитили несколько икон и предметов церковной утвари.
      Со второй половины тридцатых годов в Кимрах действующим оставался лишь храм Вознесения Господня. По воспоминания старожилов города, в храме совершали службы священнослужители Русской Православной Церкви и так называемые обновленцы (живоцерковники). Обновленческое движение, возникнув в двадцатых годах, не пользовалось популярностью и влиянием в народе и вскоре перестало существовать.


Феодор Колеров
     В 1935 году была разобрана каменная ограда вокруг храма; ее материалом вымостили часть улицы Ленина.
  В начале 1941 года, учитывая “единодушное” пожелание рабочих и служащих, храм закрыли и устроили в нем маслобойный завод, а позднее склады.

    Возрождение храма началось в 1990 году. С 1991 года в нем возобновлено богослужение. Настоящим праздником для верующих стало строительство на месте разрушенной новой часовенки в честь кимрских новомученников священника Спасо-Преображенского собора Федора Колерова и прихожан Анания Бойкова и Михаила Болдакова.