Храм Вознесения Господня
Тверская область, г. Кимры, Вознесенский пер., д. 1

18 июля - день памяти Преподобномученицы Елисаветы, Великой Княгини Елизаветы Федоровны Романовой. Елизавету Федоровну называли Белым Ангелом Москвы за дела милосердия

20.07.2024

18 июля - день памяти Преподобномученицы Елисаветы, Великой Княгини Елизаветы Федоровны Романовой.
Елизавету Федоровну называли Белым Ангелом Москвы за дела милосердия.

Принцесса Гессенская и Прирейнская Елизавета или Элла, как звали ее домашние, родилась 1 ноября 1864 города в маленьком герцогстве Гессен-Дармштадт. В настоящее время эта земля входит в состав Германии. Имя девочке дали в честь прославившей этот род в средние века подвижницы благочестия и милосердия святой, прославленной католической церковью, Елизаветы Тюрингской

Хотя она жила среди немцев, то воспитание было английское. Ведь мать юной Эллы, принцесса Алиса, была дочерью английской королевы Виктории.
В семье было семеро детей. Элла была вторым ребенком.

С детства в ней воспитывали любовь к ближнему. Вместе с матерью каждую субботу они ходили в госпиталь, чтобы подарить больным цветы и подарки.

«С детства я была приурочена ко всему», - вспоминала княгиня. От матери Елизавете передался музыкальный дар, любовь к цветам и живописи, способность к медицине.

Но вскоре в семье случилась трагедия. Сначала умирает братик Фридрих, а через 5 лет от дифтерии сестренка Мэй и мать, герцогиня Алиса. Так детство Елизаветы закончилось. Далее она жила в Англии у бабушки королевы Виктории.

Элле исполнилось 18 лет. Встал вопрос с замужеством девушки. Претендентов на её руку было несколько. И это не удивительно. Ведь говорили: есть две самые красивые женщины в Европе, и обеих зовут Елизаветами. Это были Елизавета Австрийская и наша героиня.

Уже в России, друг семьи, великий князь Константин Константинович Романов посвятил Елизавете Федоровне стихотворение.

Я на тебя гляжу, любуясь ежечасно:
Ты так невыразимо хороша!
О, верно, под такой наружностью прекрасной
Такая же прекрасная душа!
К. Р.

Она делает свой выбор в пользу Великого князя Сергея Александровича, сына Александра II.

Современники дают Сергею Александровичу противоречивую оценку. Но можно сказать одно: английская разведка не нашла абсолютно ничего порочащего князя. Разве что, как было написано в отчете, «очень религиозен». Для Елизаветы Сергей был настоящим «Ангелом доброты».

В 1891 году начинается новый этап в жизни Елизаветы. Александр III назначает Сергея Александровича генерал-губернатором Москвы. Также незадолго до прибытия в качестве первой дамы, 13 апреля, в Лазареву субботу Елизавета Федоровна принимает, не смотря на недовольство отца и др. родственников, православие.

В качестве первой дамы Елизавета Федоровна развернула масштабную благотворительную деятельность. В 1892 году была открыто Елизаветинское Благотворительное общество. Всего за 20 лет было открыто 36 учреждений.

В годы русско-японской и Первой мировой войн залы Кремлевского дворца превращались в мастерские. Здесь работали бок о бок женщины всех сословий. Благотворительные организации Елизаветы экипировали санитарные поезда, проводили благотворительные ярмарки, издавали календари и открытки. Отдельно стоит отметить помощь жителям Хитрова рынка, покровительство Строгановскому училищу, создание императорского православного общества и т.д.

5 февраля 1905 ого года погиб ее муж Сергей Александрович.
За твердую позицию по защите монархического строя в России левые эсеры заочно приговорили супруга Елизаветы Федоровны, генерал-губернатора Москвы, Великого Князя Сергея Александровича Романова к смерти.

Елизавета Феодоровна в своем страшном горе и душевном потрясении, после того, как ей собственноручно пришлось собирать по кусочкам разорванное тело своего горячо любимого супруга, нашла силы духа посетить умиравшего от смертельных ран кучера Великого князя. Дабы не огорчать его страшным известием о кончине мужа, она сняла с себя траурное платье, оделась в голубое и, войдя в палату, ласково улыбнулась несчастному слуге и сказала, что ее послал к нему Сергей Александрович.

Горячо любивший Великого князя кучер Андрей Алексеевич, успокоенный визитом и полагая, что Великий князь жив, вскоре тихо преставился ко Господу. За гробом умершего рядом с его вдовой Елизавета Феодоровна шла по Москве пешком до Павелецкого вокзала, откуда гроб увезли в родные места. В селе Ивановское Ступинского района над его могилой сохранился постамент с надписью: «Здесь погребен кучер Вел. князя Сергея Александровича Андрей Алексеевич Рудинкин...». Памятник, поставленный Великой княгиней Елизаветой Феодоровной над могилой, был уничтожен при советской власти.

На третий день после смерти мужа Елизавета Феодоровна предприняла невероятный для многих шаг – она пошла к Каляеву - убийце своего супруга. Пошла, чтобы призвать его к покаянию за жуткий грех убийства. Однако тот понял приход княгини как некую слабость с ее стороны и вел себя с ней надменно, с позиции силы и горделивого самолюбования, так и не поняв движения ее чистого христианского сердца.

В частности, он выспренно заявил Великой Княгине, что не хотел ее убивать и из-за этого был вынужден несколько раз откладывать исполнение приговора.
«И вы не сообразили того, что вы убили меня вместе с ним?» – тихо ответила ему Великая Княгиня.
Проведя в камере убийцы более двух часов, она оставила ему Святое Евангелие и икону.

Начался период траура. Все свои драгоценности она разделила на 3 части: одна отдала в казну, вторую отдала родственникам или продала. На третью часть она покупает участок на Большой Ордынке. Все московские газеты писали о главном деле княгини - строительстве Марфо-Мариинской обители милосердия.

В обитель входило больница на 23 койки, аптека, амбулатория, столовая для бедных, аптека, приют для девочек-сирот, воскресная школа. Проект к потому времени - революционный.

Сёстры приносили обеты целомудрия, нестяжания и послушания, однако, в отличие от монахинь, по истечении времени могли создать семью и быть свободными от прежних обязательств.

Подобно евангельской Марии они обращались к духовной жизни, а по примеру Марфы оказывали деятельную благотворительную и медицинскую помощь всем нуждавшимся и обездоленным.

Сама Елизавета, ставшая настоятельницей, спала порой по два-три часа. Работы в обители и на административных должностях было очень много.

После революции Елизавету Федоровну отстранили от всех дел и лишили всех административных постов и арестовали в 1918 году. В этот день святейший патриарх Тихон посетил Марфо-Мариинскую обитель и отслужил там Божественную Литургию. Почти сразу после его отъезда за настоятельницей приехала машина с комиссаром и латышскими стрелками. На сборы дали тридцать минут.

Преподобномученицу, а так же некоторых членов Императорской Семьи и нескольких сестер Обители на поезде отвезли на Урал — в городок Алапаевск. К ним был применен тюремный режим.
Ночью 18 июля 1918 года, в день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, узников вывели под конвоем на старый рудник, жестоко избили и живыми стали сбрасывать в глубокую 60-метровую шахту. Во время мучений Елизавета Федоровна молилась словами, которые произнес на кресте Спаситель: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят». Палачи бросали в шахту ручные гранаты.

Матушка и Великий князь Иоанн упали на выступ в стене шахты. Оторвав от своего апостольника часть ткани, преодолевая боль, Елизавета Федоровна перевязала раны князя. Сохранились свидетельства, что проходящие мимо люди слышали, как из глубины шахты звучала Херувимская песнь. Мученики пели, пока не изнемогли от ран.

Через несколько месяцев в Екатеринбург вошла армия адмирала Колчака, и тела убиенных достали из шахты. У преподобномученицы Елисаветы, сестры Варвары и великого князя Иоанна пальцы были сложены для крестного знамения; голова великого князя была перевязана куском ткани, который Великая княгиня Елизавета Феодоровна оторвала от своего апостольника.

Дело Матушки живо до сих пор. Марфо-Мариинская обитель в настоящее время восстановлена и занимается благотворительными делами.