Храм Вознесения Господня
Тверская область, г. Кимры, Вознесенский пер., д. 1

«Чтобы мы не перепутали никогда Его правду с какой-либо другой правдой»

21.01.2025

«Чтобы мы не перепутали никогда Его правду с какой-либо другой правдой»
19 января 2025 г.
Слово на Богоявление Господне протоиерея Александра Шаргунова.
Сегодняшний праздник называется Богоявлением, потому что нам открывается тайна Пресвятой Троицы. Этот праздник называется праздником Крещения, потому что Господь крестился — погрузился в воды — от Иоанна. И это есть праздник Просвещения, где мы узнаем не только тайну нашего Бога, но и самое главное — то, что делает нас едиными с Богом, то, чему должны мы научаться в течение всей своей жизни.
Господь, обнаженный от Божественной славы, стоит перед Иоанном и смиренно просит у него крещения, как простой человек. И мы слышим Его голос: «Так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15). Так надлежит Господу исполнить всякую правду — не для того, чтобы эту правду принять от Иоанна, а для того, чтобы исполнить правду за Иоанна и за всех людей.
Это событие превосходит всякий здравый смысл, всякое разумение: Он преклоняет Свою Божественную главу для того, чтобы принять помазание от человека. Но Господь преклоняет Свою главу, чтобы принести нам Божественное помазание, которым бы помазались наши главы и исцелилась наша жизнь от страданий гордости, от неправды. Чтобы нам открылась тайна правды.
Он приходит как все — так, как будто имеет нужду в этом крещении. Но Он не имеет никакой нужды в крещении, потому что нет такой правды, которой бы Ему недоставало. Он крестится, чтобы дать нам то, что нам необходимо, чтобы даровать нам спасение, и чтобы мы могли исполнить всякую правду.
В таинстве Крещения Господь с самого начала, прежде чем выйти на общественное служение, устанавливает правду, которая превосходит всякую другую правду. И в течение всей Своей жизни Он будет это утверждать и открывать. Вплоть до последнего часа, накануне Крестных страданий, когда на Тайной Вечери, преклонившись до земли, «до конца возлюбив Своих учеников», смирившись до конца, Он покажет нам, в чем есть основание правды. И чтобы мы не перепутали никогда Его правду с какой-либо другой правдой, мы должны запомнить, что для всякого таинства, будь то Крещение или Евхаристия, обязательным условием является преклонение главы нашей пред Господом — то смирение, которому Он нас научает.
Лучше всего мы можем понять, что это означает, если вспомним, как Он отвечает апостолу Петру. Петр не в силах видеть, как его Учитель и Господь преклоняется пред ним до земли, как раб и как слуга, чтобы умыть ему ноги. Он говорит: «Вовек не умоешь Ты ног моих». Господь прерывает его и говорит ему: «Если не умою ног твоих, не имеешь части со Мною» (Ин. 13, 8).
То же самое происходит в Крещении, когда Иоанн Предтеча хочет уклониться от того, чтобы возложить свою руку на Господа. Но Господь говорит, что это абсолютно необходимо. Как абсолютно необходимо положить Его смирение в основание нашей жизни. «Я образ вам дал, — говорит Он. — И если вы Мои ученики, то исполните это». «И блаженны вы, если разумеете это, когда исполняете все сие» (Ин. 13, 15—17).
Будем в течение всей нашей жизни учиться тайне Христова Божественного смирения. Но мы не можем иметь об этой заповеди никакого понятия — не то, что ее исполнить — пока не примем святое крещение. Потому что в крещении нам открывается, что Господь обнажился от всякой правды для того, чтобы обнажить нашу гордость, чтобы показать нам, как далеки мы от понимания и исполнения правды.
Прежде всего мы должны заботиться о том, чтобы здесь, на земле, уклоняться от всякой почести, от всякого превозношения. В этом заключается наша честь — страшиться защищать свое первенство, свое преимущество перед другими — в мире, где гордость, идущая от самого диавола, присутствует во всех грехах без исключения. Когда человек самоутверждается в своей праведности, его правда становится причиною гордости — той, которая является причиною всех грехов, вместе взятых.
В этом мире самохвальство и самореклама становятся нормой жизни, и не только в политике и экономике. Грех утверждается как норма, потому что человек, живущий по плоти, делает гордый вызов Самому Творцу. Хуже всего, что даже в Церкви Божией мы можем искать этого самоутверждения. Так ученики Христовы спрашивали Его, кто из них больший, когда Он шел ко Кресту (Лк. 9, 46). И сейчас можно искать каких-то особенных даров и особенной праведности, тогда как Церковь приближается ко временам антихриста, к дням своего распятия. Жизнь по плоти, говорит апостол Павел, исполнена себялюбия. И никто не может его преодолеть, как никто не может преодолеть смерть, пока не узнает Христа, Который дает нам истинную жизнь в смирении.
Будем сегодня размышлять и молиться о том, чтобы Господь дал нам истинное основание нашей правды на земле и в вечности. Он принял Святое Крещение, преклонил Свою главу под руку Иоанна, чтобы уничтожить вечное несчастье человека, отказавшегося преклонить свою главу под руку Божию.
И снова остановимся перед тем, что звучит в Евангелии на всенощной — перед тайною, когда сотрясаются небеса, видя смирение Христово. Когда Господь пришел на землю, стал, как один из нас, был положен Младенцем во хлеву рядом с животными, тогда отверзлись небеса, и явился Ангел со множеством воинства небесного, возвещая спасение всем людям и славу Богу. И то же самое происходит сегодня: Господь сходит во Иордан, отверзаются небеса, и мы видим Духа Святого видимым образом. И слышим Отца Небесного, возглашающего о Том, Кто преклоняет Свою главу под руку Иоанна: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17). Точно так же всегда происходит с нами. По мере того, как мы смиряемся на самом деле — научаемся мы жить по правде, и открывается нам небо и слава Божия.
Вот какой праздник совершает сегодня Церковь Христова, вот какую воду мы сегодня почерпаем и вкушаем. Вот о каком крещении напоминает нам Дух Святой, вот каким помазанием мы все помазаны — для того, чтобы жить среди людей и исполнять служение правды для Господа.
Протоиерей Александр Шаргунов