ДЛЯ ГОСУДАРСТВА СВЯЩЕННИКИ - НЕГРАЖДАНЕ ИЛИ ГРАЖДАНЕ ТРЕТЬЕГО СОРТА?

ДЛЯ ГОСУДАРСТВА СВЯЩЕННИКИ - НЕГРАЖДАНЕ ИЛИ ГРАЖДАНЕ ТРЕТЬЕГО СОРТА?

Храм Вознесения Господня в Кимрах

Как сообщалось, в Русской Православной Церкви поддержали инициативу финансово помогать священникам, поскольку в Церкви сложилась сложная ситуация из-за сокращения потока прихожан и пожертвований.

Учредитель телеканала «Царьград» Константин Малофеев выделит нуждающимся семьям священников по 15 тысяч рублей.

Ситуацию прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» кандидат филологических наук, доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик:

Учредитель телеканала «Царьград» Константин Малофеев недавно выступил с обращением, в котором выражал недоумение, что государство не оказывает никакой помощи священнослужителям. Без государственной поддержки оказались также работники частного сектора и все те, кто не служит в бюджетных организациях. Но по священству, духовенству и клирикам нынешняя эпидемия коронавируса ударила особенно больно.

Во-первых, пропаганда самоизоляции, которая очень многих, даже искренне верующих людей, постоянных прихожан, заставила сидеть дома.

Во-вторых, жёсткие и насильственные меры по закрытию храмов, в том числе во время Праздника праздников и Торжества торжеств, естественно, лишили храмов прихожан.

Государство временами отвратительно вело изоляционную кампанию. Именно изоляционная политика нанесла чудовищный удар, в том числе, на мой взгляд, необдуманные и преступные ограничения участия верующих в святом празднике Пасхи.

Временами разыгрывались омерзительные сцены: по рассказам знакомых священников, в кафедральный собор Петрозаводска запустили 50 человек, а 51-го не пустили. Этим человеком оказалась супруга одного из прихожан. Разыгралась безобразная сцена: полиция тащит женщину в одну сторону, а её мужа — в другую. Такого не было даже в советское время, когда храмов было мало, но в них пускали.

Поскольку Церковь живёт с пожертвований прихожан, то политика по изоляции Церкви от верующих, точнее политика уничтожения Церкви, не побоимся этого слова, привела к соответствующим последствиям — резкому падению доходов. В некоторых храмах на Пасху средств собрали в пять раз меньше, чем в предыдущую Пасху. В ряде храмов выплачивают половину зарплаты, в некоторых треть, во многих храмах не выплачивают вообще ничего. К примеру, в московском храме в Крылатском, в известном «хлебном месте», пришлось распустить хор и уволить чтецов из-за отсутствия средств. Теперь в храме чтение и пение обеспечивает один человек — доброволец. Примерно такая же ситуация в других храмах. Во многих храмах певцы и священники остаются, но не получают ни-че-го!

Между тем, большинство нашего священства — это люди, которые живут от зарплаты до зарплаты. Как правило, это многодетные отцы, у которых большие семьи. Наше государство объявляет политику поддержки многодетных семей, но сейчас люди Церкви этой поддержки не видят.

Наши священники — это вообще-то граждане российского государства. Неужели российское государство не желает нести ответственность за своих граждан? Или служители культа считаются государством гражданами второго или третьего сорта, как в советские времена? Или вовсе негражданами?! Стоило ли тогда свергать советский строй? Стоило ли обличать его, как у нас любят, если нынешнее государство поступает точно так же, если не хуже?

Нынешнее российское государство во многом повинно в сложившейся ситуации!

Первое: недостаточно строгий контроль или вовсе отсутствие контроля за въезжающими из очагов заражения россиянами и туристами. К сожалению, представители нашей псевдоэлиты, прилетавшие из Италии и Испании, в ряде случаев не подвергались досмотру и карантину.

Второе: необдуманное вредительское уничтожение инфекционных больниц, которое породило правительство Медведева, политика сокращения медперсонала, чудовищное подорожание лекарств, непропорциональная их цена, ослабление санаторного лечения наших граждан.

На моих глазах губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, который любит говорить, как он поддерживает ветеранов, отказался выдать ветерану войны, начальнику секции Войска польского Георгию Александровичу Карабанову в путевку на санаторное лечение за 2019 год, потому что он воспользовался ей в 2018 году. Было сказано: «Ждите два года». Теперь Георгий Александрович уже не дождётся ничего, он скончался 2 марта 2020 года. И думаю, что это не единичный случай преступно-равнодушного отношения власти к здоровью наших граждан.

Всё это в комплексе говорит о том, что государство за очень много ответственно, в том числе по отношению к священнослужителям. Сейчас в СМИ муссируют смерть настоятеля Богоявленского Елоховского собора отца Александра Агейкина. Но умер он от того, что врачи не обратили внимания на осложнения от его заболевания. Впрочем, их трудно обвинить, учитывая ту чудовищную непропорциональную нагрузку, которая на них ложится в связи с недофинансированием. Они тоже как люди могли ошибиться. В этом более повинны те, кто наваливает на них бремена неудобоносимые, не желает и перстом двинуть, чтобы облегчить их нагрузку. Виноваты чиновники, которые экономили и экономят на всём.

Учитывая сложившуюся ситуацию, учитывая то, что наше государство во многом повинно в распространении этой эпидемии, учитывая то, что священники — граждане Российской Федерации и исправно выплачивают должные налоги и отчисления, государство не просто может, но и обязано прийти им на помощь. Разумеется, никто не снимает долга помощи своим собратьям и со священноначалия, архиереев и самого Патриарха. Существует соответственный апостольский канон, грозящий суровыми прещениями, вплоть до извержения из сана епископа или пресвитера или диакона, который не окажет помощи своему собрату, попавшему в беду или в нужду. Это, безусловно, так. Тем паче, что священство исправно производило отчисления в фонды соответственных епархий.

Возможности Церкви и государства несопоставимы. Это понятно и естественно. Государство пользуется общенародными ресурсами, такими как нефть и газ. А отдельные государственные чиновники, нажившиеся на пенсионной реформе, морально обязаны поддерживать всех граждан, в том числе и священнослужителей. В силу своего морального долга перед Церковью, в силу того, что многие из них являются многодетными отцами, в силу того, что государство создало такую ситуацию, при которой Церковь разоряется на наших глазах.

Нынешняя ситуация — «лакмусовая бумажка». Она показала, как государство реально относится к своим гражданам. В том числе, разумеется, к таким гражданам, которые несут важное духовно-нравственное служение, временами в экстремальных условиях — священнослужителям.